Детям

Виды дислалии у детей

Виды дислалии у детей

Многие родители детей-дошкольников сталкиваются с дислалией — некорректным произношением одного или нескольких звуков. При этом слух и интеллектуальное развитие у малыша чаще всего в норме.  Из-за этого некоторые взрослые  считают, что мальчик или девочка притворяется и  нарочно произносит звуки неправильно.  Но на самом деле это не так. Дислалия речи мешает полноценному общению и препятствует успешной социализации. Данная статья расскажет о дислалии у детей, ее формах, причинах  и методах коррекции.

Функциональная дислалия

При этой форме патологии у ребенка отсутствуют нарушения со стороны речевого аппарата.  В этом случае малыш не может выговаривать один или несколько звуков, потому что у него нет в сознании  либо  их артикуляторных,  либо  акустических образцов.  Мальчик или девочка не понимает, как взрослые произносят эти фонетические единицы.

Иногда  малыш не различает их по акустике. Это приводит к тому,  что ребенок при разговоре начинает заменять одни звуки другими.  

При функциональной дислалии у ребенка сформированы не все звуки, необходимые для полноценной речи. 

В  других ситуациях у мальчика или девочки присутствуют все нужные артикуляторные позиции, однако  ребенок не умеет  правильно выбирать  звуки  для произношения слов.

Бывает и так, что у него неверно сформированы одна или несколько  артикуляторных позиций.  Из-за этого звук  получается искаженным.

Причины функциональной дислалии:

  • специфическая речь мамы и папы (возможно, при общении с ребенком они заменяют одни звуки на другие, подражая детскому лепету);
  • разговоры на диалектном языке среди домочадцев;
  • билингвизм;
  • физическая слабость;
  • склонность к частым болезням;
  • ММД (минимальная мозговая дисфункция). Эта патология тормозит развитие речи и вызывает проблемы с фонематическим слухом.

Эта форма дислалии делится на 3 вида:

  • сенсорная. Ребенку не удается различать  схожие по звучанию звуки (звонкие и глухие, мягкие и твердые, свистящие и шипящие). Из-за этого  мальчик или девочка путают их при общении или письме;
  • моторная. У малыша не получается скоординировать движение языка и губ. Из-за этого  у него происходит искажение звуков при их произношении;
  • сенсомоторная. У маленького пациента наблюдаются как сенсорные, так и моторные проблемы с речью. 

Функциональная дислалия обратима и легко поддается коррекции. Она формируется только в детском возрасте. 

Механическая дислалия

Механическая дислалия отличие от функциональной  может появляться в любом возрасте вследствие травм или повреждений элементов речевого аппарата.  При этой форме заболевания человек не может произносить определенную группу звуков. 

При органической (механической) дислалии у ребенка есть патологии в строении  нёба, языка, челюстей или зубов.

Причины механической  дислалии:

  • аномалии прикуса. У ребенка выявляются проблемы во взаимодействии верхней челюсти с нижней или патологии в расположении резцов;
  • отсутствие передних зубов или их неправильное расположение;
  • диастемы (щели) между зубами;
  • высокий свод твердого нёба;
  • патологии в строении языка. Микроглоссия (уменьшенный  размер языка) или макроглоссия (его увеличение) часто встречаются у детей с проблемами умственного развития;
  • укороченная уздечка верхней губы или языка;
  • слабая подвижность губ  или их избыточная толщина. 

Данные дефекты  имеют как врожденный, так и приобретенный характер. При проблемах с зубочелюстной системой у малыша наблюдаются трудности с произношением гласных, шипящих, губно-зубных, свистящих, переднеязычных звуков.  Но звук [Р] при этом произносится без проблем.

Механизм дислалии заключается в том, что при поврежденных зубах, небе, губах человек  не способен полноценно произносить многие звуки.  Они всегда звучат искаженно.

Механическая дислалия  поддается коррекции сложнее функциональной. 

Сигматизм

При данном расстройстве в речи  страдают все свистящие и шипящие звуки. Оно встречается как при механической,  так и при функциональной дислалии. 

  • боковой. В этом случае струя воздуха  у ребенка идет по двум боковым краям или через щель с правой или левой стороны.  В итоге получается  шумный звук;
  • межзубный. При произношении  конец языка малыша   находится между верхними и нижними передними зубами;
  • призубный. Язычок ребенка упирается в края передних зубов, из-за чего воздух не проходит сквозь щель между ними.  Получается фонема, похожая на   звук [Т];
  • носовой. В этом случае звуковая волна идет у малыша через нос. Из-за этого звук приобретает храпящий оттенок;
  • губно-зубной. Ребенок сближает нижнюю губку с зубами на верхней челюсти, из-за чего у него воздух   выходит толчками. По этой причине вместо шипящего звука слышится  [В] или [Ф].
Виды сигматизма
Виды сигматизма

Коррекция сигматизма должна проходить с логопедом. Начинать ее рекомендуется в  3-4 года. В этом возрасте ребенок уже должен уметь выговаривать звук [С]. 

Для исправления сигматизмов предусмотрены специальные упражнения.

Постановка сигматизмов проводится следующим образом:

  • 1 этап – подготовительный.

Сначала для разминки выполняется  артикуляционная гимнастика:

Упражнение «строим забор». 

 Ребенку нужно широко улыбнуться так, чтобы  были видны зубки. Его челюсти  должны  соприкасаться друг с другом. Далее нужно мысленно  произносить звук «и-и-и»  в течение 10 секунд.

Заборчик

Упражнение «трубочка».

 Малыш снова улыбается, обнажает и смыкает зубы. Потом ему нужно округлить губы и вытянуть их. Удерживать  такое положение в течение  10 секунд.

Эти упражнения нужно выполнять по очереди.

Заборчик — Трубочка

«Блинчики»  

Ребенку нужно улыбнуться, открыв верхние зубы. Язык должен быть распластан и соприкасаться с углами рта. Удерживать это положение 15 секунд.

Блинчики

«Остуди еду»

Мальчик или девочка улыбается так же, как в прошлых упражнениях. Потом нужно подуть, издавая звук [Ф] без надувания щек. 

  • 2 этап — постановка правильного звука.

Основные методы  постановки – опора на исходную фонему, подражание взрослому и воздействие механическим путем.

Опорные (исходные) звуки-  те, кто которые ребенок говорит изначально. Например,  межзубный [С] или мягкий свистящий звук вместо твердого. Если при произношении  этого исходного звука язык ребенка находится внизу, то нужно объяснить и показать ему, что кончик языка должен быть сверху.

Если же  его язычок  выше, взрослому нужно открыть рот и самому произнести звук [С]. Потом предложить малышу сделать также. 

Метод подражания взрослому  подходит при легких дефектах. 

Сначала нужно  сесть перед зеркалом и посадить сына или дочку рядом. Предложить ребенку открыть ротик и улыбнуться. Потом расслабить язык, напрячь его конец и упереться в передние нижние зубы. Дальше представить, что по языку идет легкий ветерок. Этот способ  поможет поставить звук [С].

Воздействие механическим путем проводится с помощью спичек, счетных палочек  или зубочисток без острия. 

Сначала ребенку нужно расположить язычок внизу, расслабить его. Кончиком начать упираться  в нижние передние зубы. А взрослому нужно  положить  малышу на  середину языка спичку. При этом  необходимо следить,  чтобы ребенок не проглотил предмет.  Потом девочка или мальчик подносит ко рту ладонь, слегка прикусывает предмет и выдувает воздух, чтобы ощутить его на своей ладони. Должен получиться  звук [С].Сначала это упражнение нужно делать со спичкой, а потом без нее.

  • 3 этап – закрепление.

После того, как ребенок  научился выговаривать звук, полученный навык необходимо закрепить. 

Сначала нужно произносить новый звук  отдельно, потом добавлять его в слоги, а затем в слова и предложения. Изученная фонема  должна быть в начале, середине и конце слов.  Если малыш делает ошибки,  можно  повторить упражнения на постановку звука или снова использовать спичку или зубочистку.

В данном случае был рассмотрен пример постановки звука [С]. Работа над другими фонемами проходит по  тому же  алгоритму.

Парасигматизм

Характеризуется тем, что  ребенок заменяет свистящие и шипящие звуки другими. 

Парасигматизмы звуков  делятся на следующие группы:

  • свистящий-шипящий. Звук [С] заменяется на [Ш] и наоборот;
  • губно-зубной. Фонема [Ш] заменяется на [Ф], а звук [С] на [В];
  • призубный. Звук [С] заменяется на [Т].

Исправление парасигматизма происходит при помощи упражнений на постановку правильного звука и умение отличить его от похожей по звучанию фонемы. Далее идет его закрепление и включение в повседневную речь. Коррекция парасигматизма проводится с логопедом

Особенности сигматизма

Для сигматизма  характерны следующие черты: 

  • при  этой патологии ребенок искажает как твердый, так и мягкий звук;
  • иногда наблюдается носовое произношение свистящих или шипящих звуков;
  • шипящие произносятся в смягченном варианте, когда в речи есть мягкие свистящие звуки;
  • ребенок различает  звучание свистящих и шипящих, но ему  сложно произносить эти две группы фонем. 

Знание этих  особенностей поможет  отличить сигматизм от других форм дислалии.

Ротацизм

Ротацизм это в логопедии – дефект произношения твердого или мягкого звука [Р]. Его  называют картавостью. Это одна из самых распространенных форм дислалии. При ней ребенок не  выговаривает или произносит искаженно твердый или мягкий звук [Р].

Выделяют следующие виды ротацизма:

  • увулярный 

 У ребенка идет вибрация  не языка, а небного язычка;

  • горловой 

В этом случае  наблюдаются  неправильные движения корня языка;

  • раскатистый

Язык ребенка задействован  сильнее, чем необходимо для  нормального произношения звука;

  • велярный

Корень языка при вибрации сближается с границами между твердым и мягким нёбом;

  • фрикатичный 

Ребенок произносит не русский, а  английский звук r;

  • боковой

Произносится средний звук  между [Л] и [Р].  Один из краев языка при этом не касается верхних жевательных зубов;

  • кучерское [Р] 

Звук создается задней стенкой языка.

Виды ротацизма
Как выговаривать букву Р

Коррекция ротацизма проходит у логопеда. 

Ее этапы:

  • подготовка при помощи разминки и артикуляционной гимнастики;
  • постановка правильного звука [Р] при помощи упражнений;
  • закрепление и введение его в повседневную речь.

Помощь других врачей при ротацизме  требуется редко.  Но в некоторых случаях пациента могут  направить к ортодонту для пластики уздечки или исправления прикуса. 

Параротацизм

Параротацизм в логопедии это – замена  в речи твердого и мягкого звука [Р] на другие фонемы. 

Диагноз параротацизм ставят, когда  ребенок заменяет звук [Р] на [Й], [В], [Л],[Д],[Г],[Ы].

Отличие параротацизма от ротацизма в том, что при последнем фонема [Р] произносится неправильно, а не заменяется на иные звуки. 

Коррекция всегда проходит по определенным этапам – подготовка, постановка и закрепление. Во время занятий ребенку нужно четко понимать, как строится правильное произношение звук [Р]. Только в этом случае удастся решить проблему дефекта речи. 

Ламбдацизм

Ламбдацизм  это в логопедии –  проблемы с произношением твердого и мягкого звука [Л].  Он либо искажен, либо полностью отсутствует в речи ребенка. 

Примеры слов при ламбдацизме: «ела» – «еа», «ложка» –« вожка», «лес» – «йес». 

Если звук [Л] заменяется другим, то у пациента диагностируется параламбдацизм. 

В норме мягкий звук [Л] появляется у ребенка в 2-3 года, а твердый в 5-6 лет. 

Коррекция ламбдацизма проходит при участии логопеда или дефектолога. Иногда  этому подключаются стоматологи, невропатологи или отоларингологи.  В этом есть необходимость, если у  ребенка  выявлены проблемы со слухом, зубами или  есть подозрение на патологии нервной системы. 

Логопед занимается с малышом  артикуляционной гимнастикой, отрабатывает  с ним базовые звуки и проводит логопедический массаж. Также проходит подготовка к занятию, постановка звука и его закрепление.

Йотацизм

Йотацизм это в логопедии – нарушение произношения, при котором звук [Й] либо отсутствует, либо заменен на  другой.  Эта форма дислалии встречается достаточно редко. 

Виды йотацизма:

  • полное отсутствие звука [Й] в речи;
  • его замена иной фонемой  (парайотацизм).

Йотацизм появляется из-за неправильной речи в окружении, при неточном расположении артикуляционных органов при попытке произнести звук, а также из-за сниженного фонематического слуха.

Этот дефект корректируется в кабинете логопеда. Сначала идет подготовка, затем постановка и  закрепление. Если ребенок заменяет один звук другим, выполняются упражнения для  дифференциации этих фонем. 

Дефекты противопоставления согласных по глухости-звонкости

Данная проблема встречается достаточно редко. В основном она появляется из-за проблем с  фонематическим слухом, тугоухости, недостаточной координации голосовых связок и артикуляторного аппарата.  Также у  ребенка может быть не усвоено звуковое противопоставление. Но с  нарушением работы голосовых связок это обычно не связано.  

Дефект проявляется следующим образом:

  • ребенок оглушает звонкие согласные;
  • придает звонкость глухим звукам. Это встречается у  детей с тугоухостью;
  • смешивает эти две группы звуков. В основном происходит  оглушение звонких звуков. 

При лечении необходимо  исключить лор-заболевания. После этого логопед проводит с ребенком  работу над умением различать звонкие и глухие согласные. Далее помогает ему  почувствовать разницу в их  произношении. 

Сложные дислалии

Сложная (полиморфная) дислалия отличается от простой тем, что в них неверно произносятся  звуки, принадлежащие к различным группам. Например, ребенок не выговаривает сонорные, шипящие  и африкаты.  При этом у него наблюдается сочетание ротацима, сигматизма и  ламбдацизма. 

В сложных случаях речевой дислалии  встречается  ее тотальная форма. При этом  в речи ребенка есть только звуки [Т], [Д], сонорные и гласные.  Остальные фонемы у него отсутствуют.

Речевое нарушение дислалия у ребенка не должно оставаться без внимания. При проблемах с речью нужно обязательно обратиться к специалисту.

Особенности сложной дислалии

Для сложной дислалии характерно следующее:

  • при сложной дислалии  у детей дошкольного возраста необходимо провести  исследование зрения, слуха и  интеллектуальных возможностей. 

У  ребят с этим диагнозом  часто есть проблемы в этих сферах здоровья;

  • также родителям  рекомендуется посетить стоматолога и проверить прикус  и состояние зубов у  ребенка;
  • эту патологию  не диагностируют у  здоровых детей. Если у малыша обнаружили  сложную дислалию, нужно обратить внимания на состояние его психического развития.  Оно  может происходить с задержкой.

Сложная дислалия всегда требует лечения у нескольких специалистов. 

Методы устранения дислалии

Чтобы убрать дислалию у ребенка, нужно воспользоваться  следующими методами лечения:

  • занятия с логопедом

Они позволят получить новые навыки и перестроить артикуляционную систему для правильной речи;

  • тренировки и демонстрация правильного произношения на личном примере;
  • компенсация или лечение сопутствующих заболеваний, которые привели к  дислалии;
  • работа со слуховой, речедвигательной и артикуляционной системой.

При занятиях с логопедом или дефектологом нужно строго выполнять его рекомендации и  регулярно выполнять дома все необходимые упражнения. 

Виды дислалии у детей дошкольного возраста делятся на простую и сложную, а также на сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, йотацизм. Чем раньше начать лечение, тем быстрее удастся добиться устранения дислалии у ребенка. При коррекции важна регулярность занятий, поддержка со стороны родителей и желание самого дошкольника научиться говорить правильно. Важно помнить, что стыдить ребенка за неверное произношение нельзя, поскольку так он приобретет не стимул исправляться, а большое количество  комплексов и заниженную самооценку.

Related posts
Детям

Биоэнергопластика как современный подход в логопедии

Детям

Логопедический массаж ребенку

Детям

Как запустить речь у молчащего ребенка

Детям

Запуск речи у неговорящих детей в 3 года

 

 
 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *