Многие родители детей-дошкольников сталкиваются с дислалией — некорректным произношением одного или нескольких звуков. При этом слух и интеллектуальное развитие у малыша чаще всего в норме. Из-за этого некоторые взрослые считают, что мальчик или девочка притворяется и нарочно произносит звуки неправильно. Но на самом деле это не так. Дислалия речи мешает полноценному общению и препятствует успешной социализации. Данная статья расскажет о дислалии у детей, ее формах, причинах и методах коррекции.
Функциональная дислалия
При этой форме патологии у ребенка отсутствуют нарушения со стороны речевого аппарата. В этом случае малыш не может выговаривать один или несколько звуков, потому что у него нет в сознании либо их артикуляторных, либо акустических образцов. Мальчик или девочка не понимает, как взрослые произносят эти фонетические единицы.
Иногда малыш не различает их по акустике. Это приводит к тому, что ребенок при разговоре начинает заменять одни звуки другими.
При функциональной дислалии у ребенка сформированы не все звуки, необходимые для полноценной речи.
В других ситуациях у мальчика или девочки присутствуют все нужные артикуляторные позиции, однако ребенок не умеет правильно выбирать звуки для произношения слов.
Бывает и так, что у него неверно сформированы одна или несколько артикуляторных позиций. Из-за этого звук получается искаженным.
Причины функциональной дислалии:
- специфическая речь мамы и папы (возможно, при общении с ребенком они заменяют одни звуки на другие, подражая детскому лепету);
- разговоры на диалектном языке среди домочадцев;
- билингвизм;
- физическая слабость;
- склонность к частым болезням;
- ММД (минимальная мозговая дисфункция). Эта патология тормозит развитие речи и вызывает проблемы с фонематическим слухом.
Эта форма дислалии делится на 3 вида:
- сенсорная. Ребенку не удается различать схожие по звучанию звуки (звонкие и глухие, мягкие и твердые, свистящие и шипящие). Из-за этого мальчик или девочка путают их при общении или письме;
- моторная. У малыша не получается скоординировать движение языка и губ. Из-за этого у него происходит искажение звуков при их произношении;
- сенсомоторная. У маленького пациента наблюдаются как сенсорные, так и моторные проблемы с речью.
Функциональная дислалия обратима и легко поддается коррекции. Она формируется только в детском возрасте.
Механическая дислалия
Механическая дислалия отличие от функциональной может появляться в любом возрасте вследствие травм или повреждений элементов речевого аппарата. При этой форме заболевания человек не может произносить определенную группу звуков.
При органической (механической) дислалии у ребенка есть патологии в строении нёба, языка, челюстей или зубов.
Причины механической дислалии:
- аномалии прикуса. У ребенка выявляются проблемы во взаимодействии верхней челюсти с нижней или патологии в расположении резцов;
- отсутствие передних зубов или их неправильное расположение;
- диастемы (щели) между зубами;
- высокий свод твердого нёба;
- патологии в строении языка. Микроглоссия (уменьшенный размер языка) или макроглоссия (его увеличение) часто встречаются у детей с проблемами умственного развития;
- укороченная уздечка верхней губы или языка;
- слабая подвижность губ или их избыточная толщина.
Данные дефекты имеют как врожденный, так и приобретенный характер. При проблемах с зубочелюстной системой у малыша наблюдаются трудности с произношением гласных, шипящих, губно-зубных, свистящих, переднеязычных звуков. Но звук [Р] при этом произносится без проблем.
Механизм дислалии заключается в том, что при поврежденных зубах, небе, губах человек не способен полноценно произносить многие звуки. Они всегда звучат искаженно.
Механическая дислалия поддается коррекции сложнее функциональной.
Сигматизм
При данном расстройстве в речи страдают все свистящие и шипящие звуки. Оно встречается как при механической, так и при функциональной дислалии.
- боковой. В этом случае струя воздуха у ребенка идет по двум боковым краям или через щель с правой или левой стороны. В итоге получается шумный звук;
- межзубный. При произношении конец языка малыша находится между верхними и нижними передними зубами;
- призубный. Язычок ребенка упирается в края передних зубов, из-за чего воздух не проходит сквозь щель между ними. Получается фонема, похожая на звук [Т];
- носовой. В этом случае звуковая волна идет у малыша через нос. Из-за этого звук приобретает храпящий оттенок;
- губно-зубной. Ребенок сближает нижнюю губку с зубами на верхней челюсти, из-за чего у него воздух выходит толчками. По этой причине вместо шипящего звука слышится [В] или [Ф].
Коррекция сигматизма должна проходить с логопедом. Начинать ее рекомендуется в 3-4 года. В этом возрасте ребенок уже должен уметь выговаривать звук [С].
Для исправления сигматизмов предусмотрены специальные упражнения.
Постановка сигматизмов проводится следующим образом:
- 1 этап – подготовительный.
Сначала для разминки выполняется артикуляционная гимнастика:
Упражнение «строим забор».
Ребенку нужно широко улыбнуться так, чтобы были видны зубки. Его челюсти должны соприкасаться друг с другом. Далее нужно мысленно произносить звук «и-и-и» в течение 10 секунд.
Упражнение «трубочка».
Малыш снова улыбается, обнажает и смыкает зубы. Потом ему нужно округлить губы и вытянуть их. Удерживать такое положение в течение 10 секунд.
Эти упражнения нужно выполнять по очереди.
«Блинчики»
Ребенку нужно улыбнуться, открыв верхние зубы. Язык должен быть распластан и соприкасаться с углами рта. Удерживать это положение 15 секунд.
«Остуди еду»
Мальчик или девочка улыбается так же, как в прошлых упражнениях. Потом нужно подуть, издавая звук [Ф] без надувания щек.
- 2 этап — постановка правильного звука.
Основные методы постановки – опора на исходную фонему, подражание взрослому и воздействие механическим путем.
Опорные (исходные) звуки- те, кто которые ребенок говорит изначально. Например, межзубный [С] или мягкий свистящий звук вместо твердого. Если при произношении этого исходного звука язык ребенка находится внизу, то нужно объяснить и показать ему, что кончик языка должен быть сверху.
Если же его язычок выше, взрослому нужно открыть рот и самому произнести звук [С]. Потом предложить малышу сделать также.
Метод подражания взрослому подходит при легких дефектах.
Сначала нужно сесть перед зеркалом и посадить сына или дочку рядом. Предложить ребенку открыть ротик и улыбнуться. Потом расслабить язык, напрячь его конец и упереться в передние нижние зубы. Дальше представить, что по языку идет легкий ветерок. Этот способ поможет поставить звук [С].
Воздействие механическим путем проводится с помощью спичек, счетных палочек или зубочисток без острия.
Сначала ребенку нужно расположить язычок внизу, расслабить его. Кончиком начать упираться в нижние передние зубы. А взрослому нужно положить малышу на середину языка спичку. При этом необходимо следить, чтобы ребенок не проглотил предмет. Потом девочка или мальчик подносит ко рту ладонь, слегка прикусывает предмет и выдувает воздух, чтобы ощутить его на своей ладони. Должен получиться звук [С].Сначала это упражнение нужно делать со спичкой, а потом без нее.
- 3 этап – закрепление.
После того, как ребенок научился выговаривать звук, полученный навык необходимо закрепить.
Сначала нужно произносить новый звук отдельно, потом добавлять его в слоги, а затем в слова и предложения. Изученная фонема должна быть в начале, середине и конце слов. Если малыш делает ошибки, можно повторить упражнения на постановку звука или снова использовать спичку или зубочистку.
В данном случае был рассмотрен пример постановки звука [С]. Работа над другими фонемами проходит по тому же алгоритму.
Парасигматизм
Характеризуется тем, что ребенок заменяет свистящие и шипящие звуки другими.
Парасигматизмы звуков делятся на следующие группы:
- свистящий-шипящий. Звук [С] заменяется на [Ш] и наоборот;
- губно-зубной. Фонема [Ш] заменяется на [Ф], а звук [С] на [В];
- призубный. Звук [С] заменяется на [Т].
Исправление парасигматизма происходит при помощи упражнений на постановку правильного звука и умение отличить его от похожей по звучанию фонемы. Далее идет его закрепление и включение в повседневную речь. Коррекция парасигматизма проводится с логопедом
Особенности сигматизма
Для сигматизма характерны следующие черты:
- при этой патологии ребенок искажает как твердый, так и мягкий звук;
- иногда наблюдается носовое произношение свистящих или шипящих звуков;
- шипящие произносятся в смягченном варианте, когда в речи есть мягкие свистящие звуки;
- ребенок различает звучание свистящих и шипящих, но ему сложно произносить эти две группы фонем.
Знание этих особенностей поможет отличить сигматизм от других форм дислалии.
Ротацизм
Ротацизм это в логопедии – дефект произношения твердого или мягкого звука [Р]. Его называют картавостью. Это одна из самых распространенных форм дислалии. При ней ребенок не выговаривает или произносит искаженно твердый или мягкий звук [Р].
Выделяют следующие виды ротацизма:
- увулярный
У ребенка идет вибрация не языка, а небного язычка;
- горловой
В этом случае наблюдаются неправильные движения корня языка;
- раскатистый
Язык ребенка задействован сильнее, чем необходимо для нормального произношения звука;
- велярный
Корень языка при вибрации сближается с границами между твердым и мягким нёбом;
- фрикатичный
Ребенок произносит не русский, а английский звук r;
- боковой
Произносится средний звук между [Л] и [Р]. Один из краев языка при этом не касается верхних жевательных зубов;
- кучерское [Р]
Звук создается задней стенкой языка.
Коррекция ротацизма проходит у логопеда.
Ее этапы:
- подготовка при помощи разминки и артикуляционной гимнастики;
- постановка правильного звука [Р] при помощи упражнений;
- закрепление и введение его в повседневную речь.
Помощь других врачей при ротацизме требуется редко. Но в некоторых случаях пациента могут направить к ортодонту для пластики уздечки или исправления прикуса.
Параротацизм
Параротацизм в логопедии это – замена в речи твердого и мягкого звука [Р] на другие фонемы.
Диагноз параротацизм ставят, когда ребенок заменяет звук [Р] на [Й], [В], [Л],[Д],[Г],[Ы].
Отличие параротацизма от ротацизма в том, что при последнем фонема [Р] произносится неправильно, а не заменяется на иные звуки.
Коррекция всегда проходит по определенным этапам – подготовка, постановка и закрепление. Во время занятий ребенку нужно четко понимать, как строится правильное произношение звук [Р]. Только в этом случае удастся решить проблему дефекта речи.
Ламбдацизм
Ламбдацизм это в логопедии – проблемы с произношением твердого и мягкого звука [Л]. Он либо искажен, либо полностью отсутствует в речи ребенка.
Примеры слов при ламбдацизме: «ела» – «еа», «ложка» –« вожка», «лес» – «йес».
Если звук [Л] заменяется другим, то у пациента диагностируется параламбдацизм.
В норме мягкий звук [Л] появляется у ребенка в 2-3 года, а твердый в 5-6 лет.
Коррекция ламбдацизма проходит при участии логопеда или дефектолога. Иногда этому подключаются стоматологи, невропатологи или отоларингологи. В этом есть необходимость, если у ребенка выявлены проблемы со слухом, зубами или есть подозрение на патологии нервной системы.
Логопед занимается с малышом артикуляционной гимнастикой, отрабатывает с ним базовые звуки и проводит логопедический массаж. Также проходит подготовка к занятию, постановка звука и его закрепление.
Йотацизм
Йотацизм это в логопедии – нарушение произношения, при котором звук [Й] либо отсутствует, либо заменен на другой. Эта форма дислалии встречается достаточно редко.
Виды йотацизма:
- полное отсутствие звука [Й] в речи;
- его замена иной фонемой (парайотацизм).
Йотацизм появляется из-за неправильной речи в окружении, при неточном расположении артикуляционных органов при попытке произнести звук, а также из-за сниженного фонематического слуха.
Этот дефект корректируется в кабинете логопеда. Сначала идет подготовка, затем постановка и закрепление. Если ребенок заменяет один звук другим, выполняются упражнения для дифференциации этих фонем.
Дефекты противопоставления согласных по глухости-звонкости
Данная проблема встречается достаточно редко. В основном она появляется из-за проблем с фонематическим слухом, тугоухости, недостаточной координации голосовых связок и артикуляторного аппарата. Также у ребенка может быть не усвоено звуковое противопоставление. Но с нарушением работы голосовых связок это обычно не связано.
Дефект проявляется следующим образом:
- ребенок оглушает звонкие согласные;
- придает звонкость глухим звукам. Это встречается у детей с тугоухостью;
- смешивает эти две группы звуков. В основном происходит оглушение звонких звуков.
При лечении необходимо исключить лор-заболевания. После этого логопед проводит с ребенком работу над умением различать звонкие и глухие согласные. Далее помогает ему почувствовать разницу в их произношении.
Сложные дислалии
Сложная (полиморфная) дислалия отличается от простой тем, что в них неверно произносятся звуки, принадлежащие к различным группам. Например, ребенок не выговаривает сонорные, шипящие и африкаты. При этом у него наблюдается сочетание ротацима, сигматизма и ламбдацизма.
В сложных случаях речевой дислалии встречается ее тотальная форма. При этом в речи ребенка есть только звуки [Т], [Д], сонорные и гласные. Остальные фонемы у него отсутствуют.
Речевое нарушение дислалия у ребенка не должно оставаться без внимания. При проблемах с речью нужно обязательно обратиться к специалисту.
Особенности сложной дислалии
Для сложной дислалии характерно следующее:
- при сложной дислалии у детей дошкольного возраста необходимо провести исследование зрения, слуха и интеллектуальных возможностей.
У ребят с этим диагнозом часто есть проблемы в этих сферах здоровья;
- также родителям рекомендуется посетить стоматолога и проверить прикус и состояние зубов у ребенка;
- эту патологию не диагностируют у здоровых детей. Если у малыша обнаружили сложную дислалию, нужно обратить внимания на состояние его психического развития. Оно может происходить с задержкой.
Сложная дислалия всегда требует лечения у нескольких специалистов.
Методы устранения дислалии
Чтобы убрать дислалию у ребенка, нужно воспользоваться следующими методами лечения:
- занятия с логопедом
Они позволят получить новые навыки и перестроить артикуляционную систему для правильной речи;
- тренировки и демонстрация правильного произношения на личном примере;
- компенсация или лечение сопутствующих заболеваний, которые привели к дислалии;
- работа со слуховой, речедвигательной и артикуляционной системой.
При занятиях с логопедом или дефектологом нужно строго выполнять его рекомендации и регулярно выполнять дома все необходимые упражнения.
Виды дислалии у детей дошкольного возраста делятся на простую и сложную, а также на сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, йотацизм. Чем раньше начать лечение, тем быстрее удастся добиться устранения дислалии у ребенка. При коррекции важна регулярность занятий, поддержка со стороны родителей и желание самого дошкольника научиться говорить правильно. Важно помнить, что стыдить ребенка за неверное произношение нельзя, поскольку так он приобретет не стимул исправляться, а большое количество комплексов и заниженную самооценку.