Детям

Запуск речи у детей в 2 года

Запуск речи у детей в 2 года

Нередко мамы и папы замечают, что дети друзей и знакомых уже давно начали произносить свои  первые слова и фразы, а их чадо по-прежнему молчит.  Поэтому у них возникает очень важный вопрос – что делать, если ребенок в 2 года не разговаривает? После этого родители начинают изучать тему запускаречи у неговорящих детей 2 лет. Некоторые взрослые надеются на то, что ребенок сам научится говорить, а запуск речевой функции с 0 произойдет без их участия. Но это в корне неверное решение. Данная статья расскажет, как запустить речь ребенку, пояснит этапы речевого развития детей от 2 лет, даст игровые способы и методики запуска речи.

Современные методики

Родителям молчащих ребят важно помнить, что чем раньше они обратятся к услугам логопеда, тем быстрее и легче удастся добиться результата. Не рекомендуется ждать, пока ребенок со временем сам начнет говорить, поскольку в  этом случае существует риск, что он до конца жизни останется немым.  Чтобы запустить речь у ребенка 2 года, взрослым важно знать, какие бывают современные методики  по этой теме. 

Нынешние логопедические методы построены на следующих позициях:

  • развитие речи идет вкупе с работой над памятью, вниманием и мелкой моторикой. Мышление малыша при этом также претерпевает изменения;
  • занятия рекомендуется совмещать с физическими нагрузками. Это поможет усилить кровоснабжение головного мозга;
  • необходимо постоянно разговаривать с малышом и содержать его в среде, где окружающие говорят на одном языке. Молчащие ребята нуждаются в общении больше остальных детей;
  • регулярность занятий по развитию речи

Перерывов  и пропусков допускать нельзя, иначе полученный результат быстро сойдет на нет.

Методика запуска речи Н.А. Шишкиной

Метод основан на том, что ребенок в результате своей деятельности осваивает гласные и согласные звуки. Время на изучение каждой фонемы не ограничено. Материал данной авторской методики есть в пособии «Мои первые слова». 

Работа над речью состоит из следующих шагов:

  • получение ответной реакции малыша на гласные звуки при помощи голоса;
  • далее идет обучение ребенка повторению слов и слогов за родителем или логопедом. Качество произношения в данном случае не имеет значения.

Цель этого алгоритма – увеличение словарного запаса малыша.

Методика предусматривает  выполнение следующих упражнений во время занятий:

  • звуковые дорожки

В рабочей тетради ребенок клеит наклейку в определенный квадратик. Далее он проводит пальчиком по линии  и старается произнести слог;

  • картинка-символ

Данное упражнение позволяет малышу познакомиться с новым для него звуком в игровой форме;

  • волшебные кнопочки

Ребенок нажимает квадратики в виде кнопок разного цвета. Каждый звук нужно произносить один раз. Цель упражнения – вызвать у ребенка ответную голосовую  реакцию; 

  • произношение слов с новым звуком

Родитель или логопед читает слово на наклейке, а потом предлагает малышу поместить ее в правильное место. После этого ребенок называет этот звук и обводит соответствующую букву простым карандашом. 

За один сеанс нужно работать с 2 наклейками на определенную фонетическую единицу. Со временем задания должны становиться сложнее.

Рекомендации по работе с методикой:

  • взрослому нужно сначала самому сделать задание, а затем предложить ребенку сделать также;
  • на листе рекомендуется располагать по 6 картинок. На каждом новом  занятии их нужно называть в разном порядке;
  • действия должны выполняться слева направо или сверху вниз;
  • речь взрослого должна быть достаточно эмоциональной;
  • ребенку нужно давать четкие и  конкретные указания или пояснения;
  • слова необходимо сопровождать мимикой и жестами. Такая форма общения будет более понятна для безречевого ребенка.

Данный метод подходит для детей с раннего возраста.

Методика Новиковой-Иванцовой

Метод подойдет не только относительно здоровым детям с алалией, но и ребятам с ДЦП и аутистическими расстройствами. Он основан на прохождении ребенком всех этапов развития речи от крика до гуления, а затем до лепета и полноценных слов и фраз. 

Согласно этой методике, у ребенка нарушается речевое развитие, если у него не был успешно пройден один или несколько этапов этого процесса.

Стадии формирования речи:

  • крик

В норме присутствует у малыша с момента рождения. С помощью крика он общается с внешним миром;

  • гуление

Появляется в 3-5 месяцев. Малыш начинает протяжно произносить гласные звуки. Позже он добавляет к ним согласные (чаще всего это [к] и [х]).  В этот период идет формирование артикуляции фонем. При гулении ребенок уже способен менять свою интонацию;

  • лепет

Появляется в 5-9 месяцев. Малыш повторяет за родителями простые слоги, внимательно слушает обращенную к нему речь;

  • произношение простых слов

К 10-12 месяцам ребенок способен выговорить простые слова. Например, «мама», «папа», «дай».  К 1 году ребенку известно около 10 коротких слов;

  • фразы

Простые фразы малыш осваивает в 2 года.

Описанная методика дает мальчику или девочке возможность заново пройти все стадии развития речи. Это необходимо для ее успешного запуска.  В результате ребенок освоит слоги, научится простым фразам и словам. 

Эти занятия позволяют развить речевой аппарат и восприятие речи. Также каждому сеансу этой методики соответствует определенная мелодия.  Музыка здесь является одним из ключевых моментов, запускающих речевую функцию. Кроме того, ребенок выполняет различные упражнения на разделение звуков. Во время занятий происходит работа со зрительной памятью и мелкой моторикой. 

На консультации с логопедом ребенку  подбирают наиболее подходящую ему методику для формирования речи.

Игровая логопедия

Разработана Татьяной Грузиновой. Методика подходит детям с недоразвитой речью,  алалией, аутистическими расстройствами, эпилепсией и синдромом Дауна. 

Логопед выявляет, какие речевые функции у ребенка недоразвиты и проводит над ними работу. Если их невозможно компенсировать, то специалист научит малыша формировать слова и звуки в уже существующих условиях. Во время занятий используются жесты, ритмика, музыка. Между ребенком и логопедом обязательно должен быть эмоциональный контакт. 

Главный момент методики  –  выявление и повышение мотивации малыша к тому, чтобы владеть речью.  

Данная программа по запуску речи включает в себя следующие этапы:

  • выявление и закрепление непроизвольно произносимых ребенком согласных звуков в моменты его сильного интереса к игре или другому занятию;
  • после этого логопед вырабатывает у малыша осознанное произношение фонем. Это происходит путем создания ассоциаций при перемещении жеста и предмета, соответствующих каждому звуку. Одна фонетическая единица связана с определенной игрушкой и жестом;
  • формирование других согласных путем выдувания воздуха через преграду. Это происходит в игровой форме;
  • далее специалист направляет малыша к окончанию слова, дополняя безударный слог ударным. Это позволяет создать структуру слова;
  • затем идет освоение слов, состоящих из нескольких слогов;
  • произношение фраз и подкрепление их картинками, жестами, предметами. Идет проработка их ритма и звучания.

Логопед формирует речь ребенка с опорой на базовые слоги и звуки, которые малыш  произносит неосознанно. Постепенно маленького пациента выводят на полноценную речь.

Родителям в любом случае необходимо запастись терпением и не форсировать события. Ведь в один момент малыш не сможет научиться говорить. Дома мамам и папам нужно обязательно разговаривать с ребенком. Эта рекомендация относится даже к родителям глухих детей. Ведь чем чаще малыш слышит и воспринимает речь, тем быстрее он сможет сам ее воспроизводить. Важно создать комфортные условия и спокойную обстановку, чтобы у сына или дочери появилось желание и возможность самостоятельно произносить слова. 

Когда ребенок ходит на занятия по запуску речи, дома необходимо отрабатывать произношение. Можно, например, просить его изобразить звуки, которые издают животные и птицы («му», «мяу», «гав», «ко-ко»). Затем повторять их несколько раз. В этот момент не рекомендуется акцентировать внимание на ошибках, а обращать больше внимания на те звуки, которые у ребенка получаются хорошо. Это позволит сохранить мотивацию к обучению речи.

Также нужно называть действия окружающих, предметы в комнате, игрушки, картинки.  Произносить имена родственников или их названия («дядя», «тетя», «баба»). Важно  научить ребенка выражать свои желания или недовольство при помощи слов, а не жестов. Нужно сделать вид, что его общение при помощи знаков не удается понять и мягко попросить объяснить  свою просьбу выученными ранее словами.

Условия для успешного запуска речи:

  • ребенок должен хорошо понимать обращенную к нему речь;
  • эмоциональный контакт с родителем и логопедом;
  • способность фокусировать внимание;
  • наличие желания и мотивации подражать взрослому.

Важно  организовать занятия в интересной ребенку форме. Не нужно делать из этого скучных лекций или  давать слишком много настойчивых указаний.  Малыш, который не умеет говорить, должен испытывать положительные эмоции во время процесса обучения. Во время занятий или игр по развитию речи ребенок должен быть в хорошем настроении и самочувствии.

Помимо этого, в домашних условиях нужно регулярно делать упражнения для артикуляционной системы.  Например, сворачивать губы трубочкой, чередовать ее с улыбкой. Можно надувать щеки, имитировать слизывание  варенья с губ, дуть на вату или пушинку.  Вместе с этим должна развиваться мелкая моторика. Для этого нужно заниматься рукоделием, нанизывать бусину на леску, собирать горох или фасоль. Для  укрепления мышц языка можно изображать, как кошки лакают молоко, щелкать языком, выполнять им движения, как при чистке зубов.  Если специалист рекомендовал логопедический массаж, его нужно регулярно выполнять.

Также нужно чаще читать ребенку вслух и предлагать ему повторить услышанные слоги или звуки. Рекомендуется проследить, какие фонемы у малыша получаются лучше всего: переднеязычные («ди», «ти»), губные («ма», «ба»), задненебные («га», «ка»).  Их  нужно регулярно повторять с разной громкостью и интонацией. 

Можно начать игру в магазин, где малыш будет называть игрушки и другие вещи, которые он покупает. Во время чтения стихов он может называть слово-рифму. Очень полезно включать ребенку песни и петь вместе с ним. Для расширения словарного запаса нужно чаще показывать ему новые предметы. Также можно повторять за ребенком произносимые им слоги, а затем добавлять к ним свои. Эти игры для запуска речи значительно ускорят появление результата. Так ребенок научится соотносить предметы и действия с их обозначением в виде слова.  

Если малыш в 2 года продолжает сосать соску, от нее лучше постепенно отвыкать. Этот предмет замедляет появление речи, поскольку искажает развитие артикуляционного аппарата. Язык становится менее подвижным, что усложняет правильное произношение. 

Если ребенок плохо говорит в 2 года, нужно обязательно обратиться к детскому логопеду и регулярно посещать занятия. Это единственный ответ на вопрос, что делать в этом случае. Специалист выяснит причину задержки появления речи. Но одни занятия с логопедом без подкрепления результата дома не смогут научить 2-летнего ребенка говорить. Нужно обязательно продолжать развивать речь и словарный запас в домашних условиях, соблюдать все рекомендации специалиста, чаще разговаривать с малышом. Важно регулярно читать ему вслух, включать и петь детские песни, выполнять упражнения для органов артикуляции. 

Related posts
Детям

Биоэнергопластика как современный подход в логопедии

Детям

Логопедический массаж ребенку

Детям

Как запустить речь у молчащего ребенка

Детям

Запуск речи у неговорящих детей в 3 года

 

 
 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *