MOYARECH.RU — Материалы о логопедии

Запуск речи у неговорящих детей в 3 года

Запуск речи у неговорящих детей в 3 года

Что делать, если ребенок в 3 года не разговаривает? Как добиться у него запуска речи с 0? Эта тема становится головной болью родителей, которые не услышали от своего чада ни единого слова, в то время как его ровесники давно беседуют с окружающими. Поэтому мамы и папы начинают искать способы запуска речи у неговорящих детей 3 лет, обдумывать, как запустить речь ребенку. Статья расскажет об особенностях речевого развития детей от 3 лет и предоставит методики запуска речи.

Современные методики

Какие современные методики бывают? Чтобы успешно запустить речь у ребенка в 3 года, логопеды и родители пользуются большим количеством разнообразных способов. Важно выбрать тот, который подходит именно этому малышу. Ниже представлены самые распространенные логопедические методики.

Методика 1

Основана Т. В. Грузиновой. Относится к игровой логопедии. Метод подходит как для малышей с заболеваниями, так и для здоровых ребят.

Сначала на консультации с логопедом у ребенка определяют уровень развития тех или иных функций речи. Если какие-то из них страдают, логопед помогает их развить. Когда это невозможно по причине болезни или врожденного дефекта, мальчика или девочку научат формировать слова и звуки в том состоянии, какое у него есть. Вся работа идет с опорой на базовые функции, которые уже присутствуют у малыша.

Запуск речи здесь идет по следующим шагам:

Ключевую роль в этой методике играет правильное выявление мотивации у ребенка к тому, чтобы научиться разговаривать наравне с взрослыми. При занятиях используются жесты, музыка, ритмика. Основным звеном здесь является позитивный эмоциональный контакт между малышом и логопедом.

Методика 2

Разработана Т.Н. Новиковой-Иванцовой. Подходит ребятам с детским церебральным параличом и аутизмом. Метод основан на том, чтобы заново пройти все ступени, необходимые для становления речи.

Little boy during lesson with his speech therapist. Learning through fun and play

Этапы речевого развития ребенка:

Присутствует у детей с момента появления на свет. С его помощью они сообщают родителям о своем дискомфорте, боли, голоде. Отсутствие крика в данном случае является не хорошим поведением, а серьезной патологией, которая требует обязательного обращения к врачу;

К следующему этапу малыши переходят примерно в 3 месяца. Они начинают произносить гласные звуки, а затем согласные. Органы речи постепенно готовятся к полноценной артикуляции. В этот период дети уже способны менять интонацию;

Появляется ориентировочно в 5-8 месяцев. Малыш несколько раз повторяет слоги, слушает речь взрослых;

Если по причине болезни или неблагоприятных жизненных обстоятельств эти процессы не были пройдены должным образом, услуги логопеда помогут малышу наверстать упущенное, пройти перечисленные этапы снова и в итоге добиться запуска речи.

При работе с этой методикой идет развитие аппарата речи и ее восприятия на слух. Выполняются упражнения на ритм, разделение звуков и т.д. Во время занятий у ребенка всегда задействованы зрительная память и мелкая моторика. Каждому сеансу соответствует определенная мелодия.

Также логопед может порекомендовать маме петь ребенку колыбельные. Это ускорит процесс запуска речи и поспособствует развитию слуха.

Методика 3

В этой программе по запуску речи формирование речевой функции происходит в результате выполнения малышом определенной деятельности. Сначала с ребенком проходят гласные звуки, затем согласные. Позже учат их слиянию.

Правила работы с безречевыми детьми по этой методике:

Материал метода есть в пособии «Мои первые слова». Оно подходит даже для самых маленьких.

Основные упражнения методики:

Родитель или логопед берет наклейку и произносит написанное на ней слово. Затем предлагает мальчику или девочке приклеить ее в правильное место, назвать нужную фонему и выделить буквы;

Подходит для первого этапа работы, поскольку помогает вызвать голосовую реакцию. Ребенку нужно нажимать на кнопочки в виде квадратов и произносить звук;

В этом упражнении ребенок знакомится с новым звуком. Оно помогает создать игровую ситуацию. Его тоже рекомендуется использовать в начале занятий;

Малыш крепит наклейку в определенный квадрат, потом проводит пальчиком по дорожке и называет звук или слог.

На выученный звук должно быть 2 наклейки. Со временем занятия постепенно должны становиться сложнее.

Стоит помнить, что трехлетнему ребенку будет сложнее запустить речь, чем годовалому или двухлетнему. Ведь чем раньше начата работа с логопедом, тем быстрее появится результат и тем более четкой станет речь сына или дочери.

По современным методикам занятия по запуску речи должны проводиться без перерывов. Ведь даже один пропуск сведет к нулю все предыдущие достижения. Также параллельно идет работа с мышлением и мелкой моторикой ребенка. Рекомендуется добавить в режим дня физические упражнения для усиления кровоснабжения головного мозга. Кроме того, неговорящий трехлетний малыш обязательно должен находиться в речевой среде. Ему необходимо постоянно слышать речь взрослых и других детей. Родителям нужно все время с ним разговаривать. В период занятий с логопедом дома должна царить максимально спокойная и доброжелательная обстановка. Только в таких условиях девочке или мальчику захочется говорить и применять полученные навыки речи не только с логопедом, но и с родителями.

Маме и папе можно в форме игры с ребенком подражать звукам, которые характерны для разных животных: «мяу», «гав», «му», «ко-ко-ко». Потом вместе с ним называть каждую игрушку, предмет обстановки, свои и чужие действия. Вместе произносить имена, названия родственников. Очень важно научить сына или дочь озвучивать свои состояния, желания и потребности при помощи речи или уже изученных звуков.

На ранних этапах запуска речи требовать от ребенка четкого и правильного произношения не нужно. Потому что в этот период идет закладка мотивации и расширение словарного багажа. А слишком строгими требованиями или постоянными одергиваниями можно полностью отбить у малыша едва появившееся желание разговаривать. Ни в коем случае нельзя ругаться, угрожать или запугивать неговорящего ребенка. В противном случае дождаться от него первых слов так и не удастся.

С безречевым трехлетним ребенком нужно как можно чаще играть в игры, чтобы наладить с ним эмоциональный контакт. В этот момент лучше отдать предпочтение простым игрушкам, чтобы малышу захотелось самому озвучивать их. Например, имитировать звук мотора машинки или вести разговор с куклой. Родителям необходимо проявлять изобретательность во время игр для запуска речи и затрагивать лишь положительные эмоции в этом процессе. Параллельно нужно вызывать у ребенка желание подражать взрослым. Например, изображать, как мама моет посуду, как папа разговаривает по телефону и т.д.

Можно имитировать ситуации и озвучивать их. Например, показывать, как гудит труба («у-у-у»), как плачут малыши «(уа»), как пищат мышата («и-и-и»), как всадники останавливают лошадь («тпру»), подзывать котят или цыплят («кис-кис-кис», «цып-цып-цып»). Такие упражнения удлинят речевой выдох. Их нужно повторять 5-6 раз с разной интонацией.

Можно играть в магазин, где ребенок покупает игрушки и называет их. Потом сделать так, чтобы он расставил их по «витрине» и сказал, как каждая из них называется. Ребенок должен научиться соотносить действие, предмет и его обозначение в виде слова.

Кроме этого рекомендуется читать ребенку вслух детские сказки и рассказы или включать и петь песни. Во время чтения можно вместе подбирать рифмы к словам. Малыш, который в 3 года до сих пор не говорит, ни в коем случае не должен большую часть дня проводить наедине с планшетом или телевизором.

Также нужно делать логопедический массаж, если он был назначен специалистом. А дома выполнять упражнения для губ и языка.

Ниже представлены некоторые из них:

Если трехлетний ребенок долго не начинает разговаривать, нужно обязательно обследовать его, чтобы исключить нарушения слуха, умственного развития, патологии голосовых связок. Важно помнить, что в 3 года у детей происходит кризис отделения от мамы, поэтому они могут начать протестовать при попытках научить их говорить. Поэтому не следует быть слишком настойчивыми. Игры по изучению звуков должны проводиться, когда чадо в хорошем самочувствии и настроении.

Причины отсутствия речи могут быть разными. На это могут повлиять нездоровая обстановка в семье, тяжелая беременность, осложнения во время родов, стрессы, поражение центральной нервной системы, перенесенные инфекции, родовая травма. Поэтому ребенка обязательно надо показать не только логопеду, но и отоларингологу, педиатру, невропатологу. Может быть назначена консультация психиатра или психолога для оценки состояния психики.

Что делать родителям, если ребенок плохо говорит в 3 года? Нужно срочно показать его детскому логопеду. Специалист выявит причины отсутствия речи и поможет это скорректировать. Также он порекомендует посетить других узких специалистов. В домашних условиях необходимо следовать всем рекомендациям врачей и логопеда, общаться с ребенком, знакомить его с миром слов, вместе изучать звуки в игровой форме, постепенно расширять словарный багаж. Пропускать занятия с логопедом нельзя. Процесс запуска речи в 3 года не может случиться по волшебному щелчку пальцев. Поэтому необходимо запастись терпением и подмечать даже малейшие изменения в лучшую сторону. Только так удастся успешно научить 3-летнего ребенка говорить.

Exit mobile version