MOYARECH.RU — Материалы о логопедии

Как запустить речь у молчащего ребенка

Как запустить речь у молчащего ребенка

Что делать, если ребенок не разговаривает? Этим вопросом задаются все родители, чье чадо уже достигло возраста 2-3 лет, но так и не обрадовало  семью своими первыми словами. Мамы и папы таких ребят желают больше узнать о запуске речи у неговорящих детей и особенностях речевого развития малышей.  Данная статья даст методики запуска речи,  расскажет, как запустить речь ребенку, если он до сих пор молчит,  а также даст способы запуска с 0 речевой функции.

Современные методики

Какие современные методики бывают?  В настоящее время они базируются на следующих принципах:

Он должен как можно чаще слышать живую речь от сверстников, родителей, врачей и т.д. Неговорящие дети нуждаются в общении намного больше остальных ребят;

Если ребенок не говорит, ему категорически нельзя пропускать сеансы у логопеда. В противном случае у малыша произойдет откат на прежний уровень речи и всю работу придется начинать сначала;

Методика выбирается логопедом после общения с малышом. 

Методика 1

Автор Татьяна Грузинова.  Второе название  метода – игровая логопедия. В нем речь выступает как отлаженный сложный механизм.  Данный подход применяется  как для ребят с патологиями, так и для относительно здоровых детей. 

Ключевая особенность метода состоит в выявлении и закреплении мотивации малыша к общению при помощи речи.  Много внимания уделяется установлению эмоционального контакта между логопедом и малышом. Во время занятий используются жесты, музыка или ритмика. 

Этапы запуска речи по данной методике:

Специалист выясняет, какие функции речи у малыша развиты слабее остальных и ведет  работу над ними. Если по причине болезни или других обстоятельств их развитие невозможно, то ребенка научат  произносить слова и звуки с учетом сложившихся условий.

Методика 2

Разработана Т.Н. Новиковой-Иванцовой. Подходит не только здоровым малышам с проблемами произношения слов и звуков, но и детям с аутизмом и ДЦП.

Согласно методике, отсутствие речи  происходит из-за того, что одна или несколько ступеней ее становления не были завершены. Специалист помогает малышу заново их пройти.  Это позволит ребенку постепенно заговорить.

В норме развитие речи состоит из следующих этапов:

Является основной формой общения с рождения до 2 месяцев. Он позволяет малышу контактировать с окружающим миром, давать маме или папе сигнал о своем состоянии или самочувствии;

Начинается в период от 3 до 5  месяцев. Дети нараспев произносят гласные фонемы.  Позже начинают формировать согласные звуки. Органы речи  ребенка постепенно привыкают к процессу артикуляции.  На этом этапе малыш уже меняет свою  интонацию;

Появляется примерно от 6 до 10 месяцев.  Малыш уже  повторяет простые слоги, слушает обращенную к нему речь.  Он начинает произносить простые  слова «мама», «папа», «на»;

На консультации с логопедом  родителям желательно рассказать о состоянии ребенка в эти периоды жизни. 

Занятия  по данной методике направлены на развитие восприятия речи на слух и улучшение функций речевого аппарата. Также есть упражнения на ритмику и разделение звуков. На  сеансах присутствует музыкальное сопровождение. Оно помогает запустить речь. Каждому занятию соответствует своя мелодия. 

Родителям важно помнить, что все дети разные, и каждый начинает говорить тогда, когда он к этому готов. Но если у ребенка  абсолютно нет речи в 2-3 года, нужно обязательно обратиться за услугами логопеда. 

Признаки того, что визит к специалисту необходим:

Чтобы запустить речь у ребенка, логопед может посоветовать обратиться к сурдологу, неврологу, психиатру, педиатру, психологу,  стоматологу для дополнительных обследований. Это необходимо для грамотного составления программы по запуску речи. 

Методика 3

Создана  Н.А. Шишкиной. В данной методике ребенок осваивает речь и звуки в результате выполнения разнообразных действий. Материал можно найти в пособии «Мои первые слова». 

Работа с методикой включает в себя следующие ступени:

Сначала идет работа над гласными звуками, затем над согласными.  Времени на это отводится  столько, сколько необходимо конкретному ребенку.

Рекомендации:

Если ребенок чего-то не понимает или не реагирует на общение, не нужно его ругать и стыдить. В этом случае рекомендуется изменить подход и сделать занятия более интересными для подопечного. При необходимости нужно обследовать малыша у психолога и сурдолога. 

Упражнения из методики:

Помогает вызвать голосовую реакцию ребенка  на звук.  Кнопочки разных цветов нужно нажимать пальцем и произносить фонему 1 раз;

Родителю или логопеду нужно взять наклейку и прочитать слово. Затем попросить ребенка приклеить ее в нужное место, назвать фонему и обвести букву простым или цветным карандашом. На каждый выученный звук должно приходиться две наклейки; 

Создает ситуацию в форме игры. Помогает познакомиться с новым звуком;

Ребенок клеит наклейку в квадрат.  Далее проводит по дорожке пальцем и произносит нужный слог.

При работе с любой методикой у ребенка нужно создать потребность подражать взрослому.  Родителям нужно делать вид, что они не могут понять язык жестов и мягко, но настойчиво подводить малыша к  тому, чтобы он объяснял свои просьбы при помощи слов.

Дома нужно обязательно выполнять все задания и рекомендации логопеда.  Даже самый опытный специалист не сможет запустить речь  ребенку без подкрепления результата дома.

 Занимаясь с сыном или дочкой, можно вместе  подражать звукам, которые издают животные («мяу», «ав», «га-га-га»).  Потом произносить их несколько раз подряд.  Также рекомендуется показывать новый предмет и говорить его название. Можно  вместе называть игрушки, имена, членов семьи, действия, выполняемые в быту. Также неречевым малышам  очень помогает чтение вслух и прослушивание песен.

Условия успешных занятий  по запуску речи:

Важно затрагивать у малыша положительные эмоции  в процессе изучения звуков. Ребенок не должен быть больным или уставшим во время игр для запуска речи. Также не рекомендуется сильно давить на него и торопить процесс освоения новых слов и звуков.

Также дома необходимо делать логопедический массаж, если он назначен специалистом.  Не лишним будет выполнение упражнений для речевого аппарата.

Они могут быть следующими:

Эти упражнение направлены на укрепление мышц языка. 

Для губ:

Каждое упражнение нужно повторить несколько раз. 

Для правильного дыхания при разговоре:

Можно вместе придумывать истории или сценки, включая в них эти звуки. Их нужно произносить с разной интонацией.

В процессе занятий родителям рекомендуется выделить звуки, которые у ребенка получаются лучше – губные [му], [бу]  переднеязычные  [та], [да] или задненебные [га], [ка].

Безречевому ребенку нужно покупать игрушки, которые ему захочется озвучивать. Например, у машинок можно имитировать звук мотора, а между куклой и ребенком изобразить  разговор. Рекомендуется чаще играть вместе и придумывать разные сценки и диалоги между игрушками.

Малыш без речи  не должен большую часть дня проводить наедине с планшетом или другим гаджетом. 

Что делать родителям, если ребенок плохо говорит?  Необходимо обратиться к детскому логопеду. Запуск речи у молчащего ребенка – процесс не из легких. Нельзя торопить события и сильно давить на свое чадо. Чтобы научить ребенка говорить, нужно четко выполнять все инструкции логопеда.  При необходимости нужно пройти все обследования у специалистов. Дома  необходимо делать артикуляционную гимнастику, чаще общаться с ребенком, показывать ему картинки и новые предметы, читать вслух книги и сказки. Занятия с логопедом должны вызывать у ребенка положительные эмоции. 

Exit mobile version