![Как запустить речь у молчащего ребенка](https://moyarech.ru/wp-content/uploads/2023/03/2534523.png)
Что делать, если ребенок не разговаривает? Этим вопросом задаются все родители, чье чадо уже достигло возраста 2-3 лет, но так и не обрадовало семью своими первыми словами. Мамы и папы таких ребят желают больше узнать о запуске речи у неговорящих детей и особенностях речевого развития малышей. Данная статья даст методики запуска речи, расскажет, как запустить речь ребенку, если он до сих пор молчит, а также даст способы запуска с 0 речевой функции.
![](https://moyarech.ru/wp-content/uploads/2023/03/yourspeechru_685-2-1024x576.jpg)
Современные методики
Какие современные методики бывают? В настоящее время они базируются на следующих принципах:
- обязательное содержание ребенка в речевой среде
Он должен как можно чаще слышать живую речь от сверстников, родителей, врачей и т.д. Неговорящие дети нуждаются в общении намного больше остальных ребят;
- отсутствие пропусков занятий
Если ребенок не говорит, ему категорически нельзя пропускать сеансы у логопеда. В противном случае у малыша произойдет откат на прежний уровень речи и всю работу придется начинать сначала;
- параллельно идет развитие мелкой моторики, внимания, образа мышления;
- желательно выполнение ребенком посильных физических нагрузок. Они поспособствуют усилению кровоснабжения головного мозга.
Методика выбирается логопедом после общения с малышом.
Методика 1
Автор Татьяна Грузинова. Второе название метода – игровая логопедия. В нем речь выступает как отлаженный сложный механизм. Данный подход применяется как для ребят с патологиями, так и для относительно здоровых детей.
Ключевая особенность метода состоит в выявлении и закреплении мотивации малыша к общению при помощи речи. Много внимания уделяется установлению эмоционального контакта между логопедом и малышом. Во время занятий используются жесты, музыка или ритмика.
Этапы запуска речи по данной методике:
- выяснение и закрепление базовых звуков, которые ребенок издает во время игры или другого эмоционально возбужденного состояния;
- формирование словесной структуры и направление малыша к окончаниям слова. Это происходит с опорой на принцип дополнения безударного слога ударным;
- освоение слов, состоящих из 2 и более слогов;
- обучение произношению фраз. Процесс подкрепляется картинками, жестами и предметами.
![](https://moyarech.ru/wp-content/uploads/2023/03/xnip2023-03-27_17-18-19-1.jpg)
Специалист выясняет, какие функции речи у малыша развиты слабее остальных и ведет работу над ними. Если по причине болезни или других обстоятельств их развитие невозможно, то ребенка научат произносить слова и звуки с учетом сложившихся условий.
Методика 2
Разработана Т.Н. Новиковой-Иванцовой. Подходит не только здоровым малышам с проблемами произношения слов и звуков, но и детям с аутизмом и ДЦП.
Согласно методике, отсутствие речи происходит из-за того, что одна или несколько ступеней ее становления не были завершены. Специалист помогает малышу заново их пройти. Это позволит ребенку постепенно заговорить.
В норме развитие речи состоит из следующих этапов:
- крик
Является основной формой общения с рождения до 2 месяцев. Он позволяет малышу контактировать с окружающим миром, давать маме или папе сигнал о своем состоянии или самочувствии;
- гуление
Начинается в период от 3 до 5 месяцев. Дети нараспев произносят гласные фонемы. Позже начинают формировать согласные звуки. Органы речи ребенка постепенно привыкают к процессу артикуляции. На этом этапе малыш уже меняет свою интонацию;
- лепет
Появляется примерно от 6 до 10 месяцев. Малыш уже повторяет простые слоги, слушает обращенную к нему речь. Он начинает произносить простые слова «мама», «папа», «на»;
- к 1 году ребенок говорит примерно 10 слов;
- к 2 годам у малыша в речи появляются фразы. В это время словарный запас состоит приблизительно из 300 слов. Но при разговоре он может их коверкать;
- в 3 года дети спокойно поддерживают разговор. Им известно уже около 1000 слов. Но в этот период допустима перестановка слогов и нечеткое произношение некоторых звуков.
![](https://moyarech.ru/wp-content/uploads/2023/03/xnip2023-03-27_18-00-56.jpg)
На консультации с логопедом родителям желательно рассказать о состоянии ребенка в эти периоды жизни.
Занятия по данной методике направлены на развитие восприятия речи на слух и улучшение функций речевого аппарата. Также есть упражнения на ритмику и разделение звуков. На сеансах присутствует музыкальное сопровождение. Оно помогает запустить речь. Каждому занятию соответствует своя мелодия.
Родителям важно помнить, что все дети разные, и каждый начинает говорить тогда, когда он к этому готов. Но если у ребенка абсолютно нет речи в 2-3 года, нужно обязательно обратиться за услугами логопеда.
Признаки того, что визит к специалисту необходим:
- отсутствие у ребенка крика с рождения до 3 месяцев;
- в полгода у него нет реакции на речь;
- малыш не идет на контакт со взрослым;
- в 7 месяцев он не способен узнать родителей по голосу;
- к 10-12 месяцам не появился лепет;
- в возрасте 1 года данная ситуация не меняется в лучшую сторону;
- в 2 года он не может понять простых просьб. В речи использует около 10-15 слов и сильно коверкает их;
- к 3 годам в речи присутствует около полусотни слов. Речь сильно невнятна. Ребенок не может ни поддержать разговор, ни построить простое предложение.
![](https://moyarech.ru/wp-content/uploads/2023/03/xnip2023-03-27_18-01-49.jpg)
Чтобы запустить речь у ребенка, логопед может посоветовать обратиться к сурдологу, неврологу, психиатру, педиатру, психологу, стоматологу для дополнительных обследований. Это необходимо для грамотного составления программы по запуску речи.
Методика 3
Создана Н.А. Шишкиной. В данной методике ребенок осваивает речь и звуки в результате выполнения разнообразных действий. Материал можно найти в пособии «Мои первые слова».
Работа с методикой включает в себя следующие ступени:
- вызов реакции голоса ребенка на гласные фонемы;
- повтор звуков и слогов за логопедом или родителем. Качество произношения при этом не играет роли.
Сначала идет работа над гласными звуками, затем над согласными. Времени на это отводится столько, сколько необходимо конкретному ребенку.
![](https://moyarech.ru/wp-content/uploads/2023/03/rsz_mare_nen_ods4_9023394-1-1-1024x683.jpg)
Рекомендации:
- на листах лучше располагать по 6 картинок. Так ребенку будет легче их воспринимать. На каждом новом сеансе изображения нужно называть в разном порядке;
- во время занятий у взрослого должна быть живая и эмоциональная речь;
- ребенку нужно давать простые и конкретные объяснения;
- слова обязательно должны сопровождаться мимикой и жестами. Такая форма общения лучше воспринимается ребенком без речи;
- действия важно выполнять сверху вниз или слева направо. Это позволит легче освоить письмо и чтение в школьном возрасте;
- взрослому нужно сначала самому выполнить предлагаемое задание, а потом предложить малышу сделать также.
Если ребенок чего-то не понимает или не реагирует на общение, не нужно его ругать и стыдить. В этом случае рекомендуется изменить подход и сделать занятия более интересными для подопечного. При необходимости нужно обследовать малыша у психолога и сурдолога.
Упражнения из методики:
- волшебные кнопочки
Помогает вызвать голосовую реакцию ребенка на звук. Кнопочки разных цветов нужно нажимать пальцем и произносить фонему 1 раз;
- произношение слов с новым изучаемым звуком
Родителю или логопеду нужно взять наклейку и прочитать слово. Затем попросить ребенка приклеить ее в нужное место, назвать фонему и обвести букву простым или цветным карандашом. На каждый выученный звук должно приходиться две наклейки;
- картинка-символ
Создает ситуацию в форме игры. Помогает познакомиться с новым звуком;
- звуковые дорожки
Ребенок клеит наклейку в квадрат. Далее проводит по дорожке пальцем и произносит нужный слог.
При работе с любой методикой у ребенка нужно создать потребность подражать взрослому. Родителям нужно делать вид, что они не могут понять язык жестов и мягко, но настойчиво подводить малыша к тому, чтобы он объяснял свои просьбы при помощи слов.
![](https://moyarech.ru/wp-content/uploads/2023/03/shutterstock_603224183-1.jpg)
Дома нужно обязательно выполнять все задания и рекомендации логопеда. Даже самый опытный специалист не сможет запустить речь ребенку без подкрепления результата дома.
Занимаясь с сыном или дочкой, можно вместе подражать звукам, которые издают животные («мяу», «ав», «га-га-га»). Потом произносить их несколько раз подряд. Также рекомендуется показывать новый предмет и говорить его название. Можно вместе называть игрушки, имена, членов семьи, действия, выполняемые в быту. Также неречевым малышам очень помогает чтение вслух и прослушивание песен.
Условия успешных занятий по запуску речи:
- наличие эмоционального контакта;
- способность малыша понимать речь;
- его умение фокусировать внимание;
- мотивация и потребность овладеть речью;
- наличие подражательной мотивации.
Важно затрагивать у малыша положительные эмоции в процессе изучения звуков. Ребенок не должен быть больным или уставшим во время игр для запуска речи. Также не рекомендуется сильно давить на него и торопить процесс освоения новых слов и звуков.
![](https://moyarech.ru/wp-content/uploads/2023/03/xnip2023-03-27_18-05-42.jpg)
Также дома необходимо делать логопедический массаж, если он назначен специалистом. Не лишним будет выполнение упражнений для речевого аппарата.
Они могут быть следующими:
- облизывание губ;
- можно предложить ребенку изобразить, как котята лакают молоко;
- сделать имитацию чистки зубов языком.
Эти упражнение направлены на укрепление мышц языка.
![](https://moyarech.ru/wp-content/uploads/2023/03/12-1.png)
Для губ:
- изобразить остановку всадником лошади (издать звук «тпру»);
- вытягивать губы в трубочку;
- надувать щеки и выдувать воздух;
- чередовать трубочку и улыбку.
Каждое упражнение нужно повторить несколько раз.
Для правильного дыхания при разговоре:
- изобразить плачущего малыша (звук «уа»);
- укус шмеля или осы («ай-ай-ай»);
- плач обиженной девочки («а-а-а»);
- вой волка («у-у-у»);
- заблудившихся ребят («ау»).
Можно вместе придумывать истории или сценки, включая в них эти звуки. Их нужно произносить с разной интонацией.
В процессе занятий родителям рекомендуется выделить звуки, которые у ребенка получаются лучше – губные [му], [бу] переднеязычные [та], [да] или задненебные [га], [ка].
Безречевому ребенку нужно покупать игрушки, которые ему захочется озвучивать. Например, у машинок можно имитировать звук мотора, а между куклой и ребенком изобразить разговор. Рекомендуется чаще играть вместе и придумывать разные сценки и диалоги между игрушками.
![](https://moyarech.ru/wp-content/uploads/2023/03/xnip2023-03-27_18-07-10.jpg)
Малыш без речи не должен большую часть дня проводить наедине с планшетом или другим гаджетом.
Что делать родителям, если ребенок плохо говорит? Необходимо обратиться к детскому логопеду. Запуск речи у молчащего ребенка – процесс не из легких. Нельзя торопить события и сильно давить на свое чадо. Чтобы научить ребенка говорить, нужно четко выполнять все инструкции логопеда. При необходимости нужно пройти все обследования у специалистов. Дома необходимо делать артикуляционную гимнастику, чаще общаться с ребенком, показывать ему картинки и новые предметы, читать вслух книги и сказки. Занятия с логопедом должны вызывать у ребенка положительные эмоции.