Детям

Запуск речи у детей в 4 года

Запуск речи у детей в 4 года

Что делать, если ребенок в 4 года не разговаривает? Этот вопрос днем и ночью мучает мам и пап безречевых ребят, которые в отличие от любознательных ровесников до сих пор молчат. Обеспокоенные родители начинают собирать информацию по запуску речи у неговорящих детей от 4 лет. Чаще всего им требуются способызапуска с 0. Данная статья поможет выбрать методики запуска речи, расскажет, как запустить речь ребенку и пояснит ключевые моменты речевого развития детей от 4 лет.

Современные методики

Какие современные методики бывают? Они имеют множество вариаций. Чтобы запустить речь у ребенка 4 года, необходимо подобрать ту, которая будет подходить именно ему. Ниже описаны наиболее распространенные методы.

Первая методика

Подходит как здоровым детям, так и ребятам, страдающими аутизмом или патологиями нервной системы. Она помогает изучить слоговую структуру, артикуляцию, ритм речи и ее оптимальную скорость. Автор Т.Н. Новикова-Иванцова.

Особенность данного метода в том, что с его помощью малыш может снова пройти все ступени формирования речи. Если какие-то из них по причине болезней или других обстоятельств были пропущены, ребенок не сможет разговаривать даже в возрасте 3-5 лет. 

Последовательность формирования речи у детей:

  • момент рождения

Как только ребенок появляется на свет, его главной формой взаимодействия с миром становится крик или плач. Так он сигнализирует маме и папе о своем самочувствии, дискомфорте, болезненных ощущениях. Если ребенок не кричит вообще, его нужно обязательно показать врачу;

  • 2-3 месяца

В это время у детей появляется гуление. Но этот этап может наступить и в 5 месяцев. Малыш протяжно произносит гласные звуки, позже переходит на согласные. Его интонация при этом меняется. Язык и губы постепенно привыкают к артикуляции;

  • от 5 до 9 месяцев

Гуление постепенно сменяется лепетом. Малыш уже неоднократно произносит слоги, с интересом реагирует на речь взрослого;

  • 10 месяцев

В арсенале ребенка уже есть самые простые слова. Чаще всего это «папа», «мама»;

  • 1 год

В этом возрасте мальчик или девочка могут произнести примерно десяток коротких словесных единиц;

  • 2 года

Ребенок постепенно овладевает фразами. Его словарь составляет уже около 300 слов;

  • 3 года

Ребенок способен полноценно поддержать диалог, рассказать о чем-то, назвать окружающие его вещи. А словарный багаж ориентировочно состоит из 1000 слов. Важно помнить, что процесс формирования речи длится до 3 лет;

  • 4 года

Это самый любознательный возраст детей. Малыш начинает всем интересоваться. Он хочет знать, почему предмет устроен так, а не иначе, почему кошку назвали кошкой и т.д.  В норме ребенок уже сам проявляет инициативу к общению. Чужой человек должен легко понимать речь 4-летнего малыша. 

  • 5 лет

Словарный запас стремительно расширяется.  Могут быть дефекты произношения шипящих, а также звуков [р] и [л]. 

Во время занятий по этой методике ребенок вместе со специалистом проходит перечисленные этапы снова. Это поможет ему запустить речь.  Но предварительно логопед расспросит родителей о событиях того периода, об обстановке в семье, о болезнях малыша в том возрасте.

В этой методике большая роль отведена музыкальному сопровождению. Каждому занятию будет соответствовать своя мелодия. Ведь музыка является сильнейшим катализатором запуска речевой функции. Также ребенок будет изучать ритмику и виды звуков. Ему помогут развить речевой аппарат и умение воспринимать речь на слух.

Вторая методика

Относится к игровой логопедии. Автор Т.В. Грузинова.

Сначала на очной консультации с логопедом у ребенка проверяют уровень развития тех или иных функций речи. Затем помогают ему восстановить те, которые на данный момент требуют развития. Либо сформируют ребенку относительно четкую речь, если патологии речевого аппарата или других систем организма не позволят разговаривать полноценно. 

Предварительно логопед выделит у ребенка мотивацию к тому, чтобы научиться говорить, как мама, папа, старший брат или сестра. В ходе общения специалист постепенно налаживает с ним позитивный эмоциональный контакт. Это ключевой фактор в данной методике.

Метод работает как со здоровыми малышами, так с детьми с синдромом Дауна, недоразвитием речи и т.д.

Речь ребенка запускают по следующим шагам:

  • определяют звуки, которые он издает во время игровой деятельности или в состоянии эмоционального возбуждения;
  • формируют их осознанное произношение и постепенно добавляют к ним новые фонемы;
  • изучают структуру слов. Логопед направляет ребенка к их окончаниям, дополняя безударный слог ударным;
  • далее осваивают слова из нескольких слогов;
  • в конце идет произношение фраз и предложений. 

Все эти действия проводятся с ребенком в игровой форме и подкрепляются музыкой и жестами.

Третья методика

Ее материал можно найти в логопедическом пособии «Мои первые слова».  Обучение речи здесь основано на выполнении малышом определенных действий. Метод можно применять даже в раннем возрасте. 

В основе данной программы по запуску речи лежат следующие упражнения:

  • «звуковые дорожки»

Ребенок клеит наклеечку в квадрат. Затем проводит по дорожке и произносит нужный слог;

  • «картинка-символ»

Яркая иллюстрация создает атмосферу игры и помогает малышу лучше познакомиться с новой звуковой единицей;

  • «волшебные кнопки»

Ребенок нажимает квадратики с разными цветами и произносит звук;

  • «произнести слова с изучаемым звуком»

 Логопед читает слово с наклейки, а малыш помещает ее в правильное место, говорит звук и обводит его карандашом. Каждой фонеме соответствует 2 наклейки. 

Рекомендуется выполнять задания слева направо или сверху вниз. Это облегчит освоение письма в школе.  Картинки на каждом занятии нужно называть в разной последовательности.

Во время занятия речь взрослого должна быть максимально живой. Важно использовать жесты и мимику, чтобы безречевой 4-летний малыш смог лучше понять родителя или логопеда.  При объяснении нового задания его рекомендуется сначала сделать взрослому, а потом предложить малышу сделать также. Но нельзя делать всю работу вместо ребенка, даже если он отказывается выполнять задание. 

Общее правило для всех методик – пропускать занятия по запуску речи нельзя. Иначе всю работу придется начинать сначала. Визиты к логопеду должны быть дополнены физическими упражнениями для улучшения кровоснабжения головного мозга и его структур.  Также нужно заниматься развитием у ребенка внимания, мышления и способности запоминать новую информацию.

Однако одни занятия с логопедом по какой-либо методике не гарантирует качественного результата без подкрепления новых навыков дома. Родители должны активно участвовать в процессе освоения речи. Им необходимо интересоваться успехами ребенка после занятий.  Только так услуги логопеда принесут пользу. 

А находясь дома, нужно все время разговаривать с сыном или дочерью, как и с любым другим членом семьи. Ведь малыш без речи нуждается в общении намного сильнее, чем говорящие ребята. С ним необходимо разговаривать, даже если кажется, что он ничего не понимает или молчит в ответ на обращенную к нему речь. А когда во время общения ребенок использует жесты, нужно сделать вид, что его так не удается понять и предложить объяснить свое желание уже знакомыми словами или звуками.

Не рекомендуется требовать от малыша безукоризненного произношения. На начальном этапе коррекции главная задача не в этом, а в изучении новых слов.

Также нужно постоянно показывать ребенку предметы, объяснять, как называются вещи, как зовут членов семьи. Полезно давать в руки новую вещь, позволять ее пощупать, понюхать. Можно продемонстрировать, как игрушки отличаются на ощупь – мягкие, твердые, гладкие, шершавые. Каждый день нужно проговаривать и называть свои и чужие действия.  Важно, чтобы малыш смог соотнести слово и предмет.  Также нужно читать ему детские книжки, включать музыкальные произведения, петь песни.  А во время чтения вместе подбирать рифмы к словам.

Безречевой малыш должен каждый день слышать речь родителей и других детей.  Если такой ребенок посещает детский сад, у него будет весомый стимул научиться разговаривать.  

Для более быстрого освоения звуков мама и папа во время игры могут просить ребенка изобразить, как звучит его музыкальная игрушка. Например, колокольчик («бом-бом-бом»), дудочка («ду-ду-ду»). Потом показать, какими звуками «общаются» животные («гав-гав», «мяу-мяу», «ква-ква»). Можно имитировать звуки окружающих предметов. Например, шагов человека «топ-топ-топ», падение камня «бум», «ба-бах»,  капли дождя «кап-кап-кап». Произносить их нужно около 6 раз с различной интонацией.

При освоении гласных фонем можно сочетать их с определенными жестами. К примеру, звуку «о-о-о» всегда соответствуют хлопки в ладоши, «а-а-а» то же движение над головой, «е-е-е» вращение указательным пальцем. Потом добавить согласные и также сопровождать их активной жестикуляцией. 

Игры по изучению фонем должны быть интересны для ребенка и вызывать у него позитивные ощущения. Нельзя стыдить, принижать четырехлетку за то, что он до сих пор не говорит. Вместо этого лучше обращать внимание на любые сдвиги в лучшую сторону.

Для успешного освоения речи необходимо, чтобы  у малыша былостремление подражать взрослым. Для этого можно предложить ему показать, как мама заправляет постель, как папа чинит кран, как звонит телефон, как они встречают гостей, как другой ребенок постарше играет с кошкой.  Будет очень весело изображать зверька или персонажа из любимой сказки.

Очень полезны будут упражнения для артикуляции:

  • сделать чистку зубов при помощи языка;
  • чередовать улыбку и трубочку губами;
  • показать, как котята лакают молоко языком;
  • изобразить, как слизывают с губ мед или вкусное варенье;
  • пощелкать язычком, изображая стук копыт лошади.

Движение повторяется около 6 раз. Упражнения нужно выполнять регулярно. Также необходимо делать логопедический массаж, если его назначил специалист.

Вместе с тем важно не перегрузить ребенка. Если он устал от игры для запуска речи, нужно продолжить ее в другое время или на следующий день. 

Когда 4-летний ребенок учится говорить, дома не должно быть ссор и сильного психологического напряжения. Это затормозит процесс развития речи. Не нужно относиться к нему как к больному, даже если дочери или сыну поставили определенный диагноз. Малыш почувствует это и будет ощущать себя беспомощным и неполноценным. 

Если проводимые мероприятия в течение нескольких месяцев не дают эффекта, необходимо обсудить это с логопедом и сменить тактику лечения.

При этом важно учесть, что если в 4 года у ребенка нет речи, у его неизбежно пострадает развитие психики. В этом возрасте потребуется усиленно и долго заниматься, чтобы достичь уровня сверстников. В противном случае у малыша возникнут нарушения в эмоциональной и интеллектуальной сфере. У 4-летнего мальчика или девочки нужно как можно скорее выявить причину отсутствия речи. Это может быть как индивидуальный темп развития, так и симптом психического заболевания.

Нужно быть готовым, что неговорящим ребятам этого возраста часто ставится диагноз ОНР (общее недоразвитие речи) и ЗПР (задержка психического развития). При этом слух и интеллект могут быть в норме.  Частые падения, родовые травмы, осложненная беременность матери также могут замедлить речевое развитие ребенка. Ему может потребоваться обследование работы головного мозга и его структур.  Поэтому помимо занятий и игр логопед настоятельно порекомендует обратиться к невропатологу, педиатру, отоларингологу, психологу или психиатру.  В лучшем случае отсутствие речи будет связано не с физическими или психическими нарушениями, а с недостатком внимания к ребенку из-за занятости родителей или большого количества детей в семье. Чем раньше его покажут врачам и проведут все обследования, тем быстрее удастся скорректировать ситуацию.

Что делать, если ребенок плохо говорит в 4 года? Ждать наступления чуда нельзя. Вместо этого нужно срочно записаться к педиатру и детскому логопеду. Они помогут выявить причину отсутствия речи. Стоит быть готовыми, что в этом возрасте запуск речевой функции идет гораздо дольше и сложнее, чем в 2 или 3 года. Поэтому ни одно занятие с логопедом не должно быть пропущено. У малыша, скорее всего, выявят общее недоразвитие речи и другие диагнозы. Поэтому чтобы научить 4-летнего ребенка говорить, с ним необходимо работать как медикам, так и педагогам.  В любом случае лучше начать коррекцию поздно, чем не сделать этого никогда. Иначе любимое чадо не заговорит ни в 4, ни в 5, ни в 6, ни в 7 лет.  

Похожие сообщения
Детям

Биоэнергопластика как современный подход в логопедии

Детям

Логопедический массаж ребенку

Детям

Как запустить речь у молчащего ребенка

Детям

Запуск речи у неговорящих детей в 3 года

 

 
 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *