Детям

Как запустить речь у молчащего ребенка

Как запустить речь у молчащего ребенка

Что делать, если ребенок не разговаривает? Этим вопросом задаются все родители, чье чадо уже достигло возраста 2-3 лет, но так и не обрадовало  семью своими первыми словами. Мамы и папы таких ребят желают больше узнать о запуске речи у неговорящих детей и особенностях речевого развития малышей.  Данная статья даст методики запуска речи,  расскажет, как запустить речь ребенку, если он до сих пор молчит,  а также даст способы запуска с 0 речевой функции.

Современные методики

Какие современные методики бывают?  В настоящее время они базируются на следующих принципах:

  • обязательное содержание ребенка в речевой среде

Он должен как можно чаще слышать живую речь от сверстников, родителей, врачей и т.д. Неговорящие дети нуждаются в общении намного больше остальных ребят;

  • отсутствие пропусков занятий

Если ребенок не говорит, ему категорически нельзя пропускать сеансы у логопеда. В противном случае у малыша произойдет откат на прежний уровень речи и всю работу придется начинать сначала;

  • параллельно идет развитие мелкой моторики, внимания, образа мышления;
  • желательно выполнение ребенком посильных физических нагрузок. Они поспособствуют усилению кровоснабжения головного мозга.

Методика выбирается логопедом после общения с малышом. 

Методика 1

Автор Татьяна Грузинова.  Второе название  метода – игровая логопедия. В нем речь выступает как отлаженный сложный механизм.  Данный подход применяется  как для ребят с патологиями, так и для относительно здоровых детей. 

Ключевая особенность метода состоит в выявлении и закреплении мотивации малыша к общению при помощи речи.  Много внимания уделяется установлению эмоционального контакта между логопедом и малышом. Во время занятий используются жесты, музыка или ритмика. 

Этапы запуска речи по данной методике:

  • выяснение и закрепление базовых звуков, которые ребенок издает во  время игры или другого эмоционально возбужденного состояния;
  •  формирование словесной структуры  и направление малыша к окончаниям слова. Это происходит с опорой на принцип дополнения безударного слога ударным;
  • освоение слов, состоящих из 2 и более слогов;
  • обучение произношению фраз. Процесс подкрепляется картинками, жестами и предметами.

Специалист выясняет, какие функции речи у малыша развиты слабее остальных и ведет  работу над ними. Если по причине болезни или других обстоятельств их развитие невозможно, то ребенка научат  произносить слова и звуки с учетом сложившихся условий.

Методика 2

Разработана Т.Н. Новиковой-Иванцовой. Подходит не только здоровым малышам с проблемами произношения слов и звуков, но и детям с аутизмом и ДЦП.

Согласно методике, отсутствие речи  происходит из-за того, что одна или несколько ступеней ее становления не были завершены. Специалист помогает малышу заново их пройти.  Это позволит ребенку постепенно заговорить.

В норме развитие речи состоит из следующих этапов:

  • крик

Является основной формой общения с рождения до 2 месяцев. Он позволяет малышу контактировать с окружающим миром, давать маме или папе сигнал о своем состоянии или самочувствии;

  • гуление

Начинается в период от 3 до 5  месяцев. Дети нараспев произносят гласные фонемы.  Позже начинают формировать согласные звуки. Органы речи  ребенка постепенно привыкают к процессу артикуляции.  На этом этапе малыш уже меняет свою  интонацию;

  • лепет

Появляется примерно от 6 до 10 месяцев.  Малыш уже  повторяет простые слоги, слушает обращенную к нему речь.  Он начинает произносить простые  слова «мама», «папа», «на»;

  • к 1 году  ребенок говорит  примерно 10 слов;
  • к 2 годам у малыша в речи появляются фразы. В это время словарный запас состоит приблизительно из 300 слов. Но при разговоре он  может их коверкать;
  • в 3 года дети спокойно поддерживают разговор. Им известно уже около 1000 слов. Но в этот период допустима перестановка слогов и нечеткое произношение некоторых звуков.

На консультации с логопедом  родителям желательно рассказать о состоянии ребенка в эти периоды жизни. 

Занятия  по данной методике направлены на развитие восприятия речи на слух и улучшение функций речевого аппарата. Также есть упражнения на ритмику и разделение звуков. На  сеансах присутствует музыкальное сопровождение. Оно помогает запустить речь. Каждому занятию соответствует своя мелодия. 

Родителям важно помнить, что все дети разные, и каждый начинает говорить тогда, когда он к этому готов. Но если у ребенка  абсолютно нет речи в 2-3 года, нужно обязательно обратиться за услугами логопеда. 

Признаки того, что визит к специалисту необходим:

  • отсутствие у ребенка крика с рождения до 3 месяцев;
  • в полгода у него нет реакции на речь;
  • малыш не идет на контакт со взрослым;
  • в 7 месяцев он не способен узнать  родителей по голосу;
  • к 10-12 месяцам не появился лепет;
  • в возрасте 1 года данная ситуация не меняется в лучшую сторону;
  • в 2 года он не может понять простых просьб. В речи использует около 10-15 слов и сильно коверкает их;
  • к 3 годам в речи присутствует около полусотни слов. Речь сильно невнятна. Ребенок не может ни поддержать разговор, ни построить простое предложение.

Чтобы запустить речь у ребенка, логопед может посоветовать обратиться к сурдологу, неврологу, психиатру, педиатру, психологу,  стоматологу для дополнительных обследований. Это необходимо для грамотного составления программы по запуску речи. 

Методика 3

Создана  Н.А. Шишкиной. В данной методике ребенок осваивает речь и звуки в результате выполнения разнообразных действий. Материал можно найти в пособии «Мои первые слова». 

Работа с методикой включает в себя следующие ступени:

  • вызов реакции голоса  ребенка  на гласные фонемы;
  • повтор звуков и слогов за логопедом или родителем. Качество произношения при этом не играет роли.

Сначала идет работа над гласными звуками, затем над согласными.  Времени на это отводится  столько, сколько необходимо конкретному ребенку.

Рекомендации:

  • на листах лучше располагать по 6 картинок. Так ребенку  будет легче их воспринимать. На каждом новом сеансе изображения нужно называть в разном порядке;
  • во время занятий у взрослого должна быть  живая  и эмоциональная речь;
  • ребенку нужно давать простые и конкретные объяснения;
  • слова обязательно  должны сопровождаться мимикой и жестами. Такая форма общения лучше воспринимается ребенком без речи;
  • действия важно выполнять сверху вниз или слева направо. Это позволит легче освоить письмо и чтение в школьном возрасте;
  • взрослому нужно сначала самому выполнить предлагаемое задание, а потом предложить малышу сделать также.

Если ребенок чего-то не понимает или не реагирует на общение, не нужно его ругать и стыдить. В этом случае рекомендуется изменить подход и сделать занятия более интересными для подопечного. При необходимости нужно обследовать малыша у психолога и сурдолога. 

Упражнения из методики:

  • волшебные кнопочки

Помогает вызвать голосовую реакцию ребенка  на звук.  Кнопочки разных цветов нужно нажимать пальцем и произносить фонему 1 раз;

  • произношение слов с новым изучаемым звуком

Родителю или логопеду нужно взять наклейку и прочитать слово. Затем попросить ребенка приклеить ее в нужное место, назвать фонему и обвести букву простым или цветным карандашом. На каждый выученный звук должно приходиться две наклейки; 

  • картинка-символ

Создает ситуацию в форме игры. Помогает познакомиться с новым звуком;

  • звуковые дорожки

Ребенок клеит наклейку в квадрат.  Далее проводит по дорожке пальцем и произносит нужный слог.

При работе с любой методикой у ребенка нужно создать потребность подражать взрослому.  Родителям нужно делать вид, что они не могут понять язык жестов и мягко, но настойчиво подводить малыша к  тому, чтобы он объяснял свои просьбы при помощи слов.

Дома нужно обязательно выполнять все задания и рекомендации логопеда.  Даже самый опытный специалист не сможет запустить речь  ребенку без подкрепления результата дома.

 Занимаясь с сыном или дочкой, можно вместе  подражать звукам, которые издают животные («мяу», «ав», «га-га-га»).  Потом произносить их несколько раз подряд.  Также рекомендуется показывать новый предмет и говорить его название. Можно  вместе называть игрушки, имена, членов семьи, действия, выполняемые в быту. Также неречевым малышам  очень помогает чтение вслух и прослушивание песен.

Условия успешных занятий  по запуску речи:

  • наличие эмоционального контакта;
  • способность малыша понимать речь;
  • его умение фокусировать внимание;
  • мотивация и потребность овладеть речью;
  • наличие подражательной мотивации.

Важно затрагивать у малыша положительные эмоции  в процессе изучения звуков. Ребенок не должен быть больным или уставшим во время игр для запуска речи. Также не рекомендуется сильно давить на него и торопить процесс освоения новых слов и звуков.

Также дома необходимо делать логопедический массаж, если он назначен специалистом.  Не лишним будет выполнение упражнений для речевого аппарата.

Они могут быть следующими:

  • облизывание губ;
  • можно предложить ребенку изобразить, как котята лакают молоко;
  • сделать имитацию чистки зубов языком.

Эти упражнение направлены на укрепление мышц языка. 

Для губ:

  • изобразить остановку всадником  лошади (издать звук «тпру»);
  • вытягивать губы в трубочку;
  • надувать щеки и выдувать воздух;
  • чередовать трубочку и улыбку.

Каждое упражнение нужно повторить несколько раз. 

Для правильного дыхания при разговоре:

  • изобразить плачущего малыша (звук «уа»);
  • укус шмеля или осы («ай-ай-ай»);
  • плач обиженной девочки («а-а-а»);
  • вой волка («у-у-у»);
  •  заблудившихся ребят («ау»).

Можно вместе придумывать истории или сценки, включая в них эти звуки. Их нужно произносить с разной интонацией.

В процессе занятий родителям рекомендуется выделить звуки, которые у ребенка получаются лучше – губные [му], [бу]  переднеязычные  [та], [да] или задненебные [га], [ка].

Безречевому ребенку нужно покупать игрушки, которые ему захочется озвучивать. Например, у машинок можно имитировать звук мотора, а между куклой и ребенком изобразить  разговор. Рекомендуется чаще играть вместе и придумывать разные сценки и диалоги между игрушками.

Малыш без речи  не должен большую часть дня проводить наедине с планшетом или другим гаджетом. 

Что делать родителям, если ребенок плохо говорит?  Необходимо обратиться к детскому логопеду. Запуск речи у молчащего ребенка – процесс не из легких. Нельзя торопить события и сильно давить на свое чадо. Чтобы научить ребенка говорить, нужно четко выполнять все инструкции логопеда.  При необходимости нужно пройти все обследования у специалистов. Дома  необходимо делать артикуляционную гимнастику, чаще общаться с ребенком, показывать ему картинки и новые предметы, читать вслух книги и сказки. Занятия с логопедом должны вызывать у ребенка положительные эмоции. 

Related posts
Детям

Биоэнергопластика как современный подход в логопедии

Детям

Логопедический массаж ребенку

Детям

Запуск речи у неговорящих детей в 3 года

Детям

Запуск речи у детей в 4 года

 

 
 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *